Санкт-Петербург, Невский пр., д. 81,
Телефон: (812) 275-72-38.
www.osv.ru

Медиация

 

МЕДИАЦИЯ (посредничество) существует в различных формах много веков, а в современном виде несколько десятилетий пользуется популярностью и признанием в развитых странах.

Понятие МЕДИАЦИЯ происходит от латинского «mediare» — посредничать.

МЕДИАЦИЯ – особая форма переговоров с участием третьей нейтральной стороны – медиатора (посредника), в процессе которых стороны спора с помощью медиатора самостоятельно разрешают имеющую между ними проблему на основе собственных интересов. 

Зачем нужен посредник в переговорах?

К посреднику прибегают, когда переговоры не приводят к успеху, заходят в тупик или не могут даже начаться.

МЕДИАЦИЯ особенно эффективна в тех случаях, когда нужно восстановить отношения между людьми, взаимодействие которых должно быть сохранено в будущем (бизнес, партнерство). МЕДИАЦИЯ успешно применяется практически во всех сферах нашей жизни – отношения работника и работодателя, деловые отношения (между менеджментом корпорации и ее акционерами, между партнерами по бизнесу,  взаимоотношения с конкурентами и клиентами и др.) и даже государственные (отношения между субъектами международного права).

Актуально может быть применение МЕДИАЦИИ в вопросах безопасного выхода из бизнеса, который часто сопровождается серьезнейшими конфликтами и приводит к неблагоприятным последствиям, вплоть до ликвидации самого бизнеса. Все чаще МЕДИАЦИЯ используется в процедурах банкротства и антикризисного управления предприятиями.

Основополагающими принципами медиации являются:

1. Добровольность – медиация может состояться только в случае, если стороны пришли на  переговоры добровольно и действительно готовы договариваться. Добровольность проявляется также в том, что стороны и посредник в любой момент вправе выйти из медиации, не объясняя причин; решение принимают сами стороны, посредник лишь организует данную встречу.
2. Нейтральность (добросовестность, беспристрастность) – медиатор находится в роли нейтрального помощника, а не судьи, он не дает советов, не принимает никаких решений, одинаково нейтрально относится к сторонам (он не заинтересован в выигрыше одной из сторон).
3. Равноправие сторон – стороны имеют равные права в переговорах, равны в принятии решений.
4. Конфиденциальность – сторонам переговоров гарантируется, что медиатор (посредник) сохранит тайну о том, что было им услышано в процессе медиации; стороны переговоров сами определяют, нужна ли им конфиденциальность, в части каких сведений и в какой форме.
МЕДИАТОР не берет ответственность за решения, к которым придут стороны, а  только организует процесс, и заключается основное отличие медиации от таких методов как суд или арбитраж, где решение принимается судьей или арбитром.

В задачи медиатора входит создать благоприятный психологический климат и  условия для конструктивного диалога, дать возможность сторонам конфликта безопасно изложить свои позиции, выявить действительные интересы сторон  и найти то, что стороны объединяет, и наконец  - помочь сторонам достичь согласия.
Медиатор содействует сторонам в заключении ими соглашения по спорным вопросам.

Медиация обладает рядом существенных преимуществ перед другими способами разрешения конфликтов:

Переговоры проходят в закрытой обстановке, конфликт не придается огласке. Медиация, как правило, оказывается дешевле, доступней и быстрее по сравнению с судебным порядком решения спора. По сравнению с силовыми методами решения спора медиация позволяет сбалансировать интересы обеих сторон таким образом, чтобы сохранить значимость обеих сторон и избежать неблагоприятных последствий в будущем. Решение, принимаемое сторонами, взаимоприемлемое и удовлетворяет обе стороны.
При медиации реализуется принцип свободы личности, поскольку решение принимается добровольно, а не навязывается извне. Общение в ходе медиации происходит на основе взаимоуважения и является безопасным для каждого его участника. Таким образом, при медиации экономится масса ресурсов: время, силы, здоровье, финансы, имущество.

Законодательство о медиации

С 1 января 2011г. вступил в силу федеральный закон № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Законом устанавливается внесудебная процедура урегулирования гражданско-правовых споров при участии нейтральных лиц (медиаторов) как альтернатива судебному или административному разбирательству. Законом определяется сфера применения - урегулирование гражданских, семейных и трудовых споров. При этом процедура медиации не может применяться в гражданских, трудовых, семейных отношениях, если результаты урегулирования спора могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы (например, по делам о несостоятельности (банкротстве).

Обучение медиации

В России конфликтологов выпускает ряд кафедр университетов:

Первопроходцем, создавшим первую в России кафедру конфликтологии в 1999 году, является Санкт-Петербургский государственный университет (философский факультет). Здесь же, с 2002 года, существует Центр переговоров, который занимается повышением квалификации конфликтологов. Центр имеет программы обучения в области:

Подробности: www.conflictology.spb.ru
 

О "Лиге Медиаторов"

В Санкт-Петербурге создана и работает "Лига Медиаторов", объединяющая специалистов, имеющих большой практический опыт медиации. В своей деятельности Лига ориентирована на успешное разрешение конфликтов любой степени сложности, возникающих в бизнес-среде. Местом встреч медиаторов Лиги является офис Консалтинговой группы "О.С.В." на улице Некрасова, д. 58. Генеральным директором Лиги является Осутин Сергей Владимирович. Подробную информацию о "Лиге Медиаторов" можно получить здесь: http://arbimed.ru/